Как благотворительный фонд может стать проводником бизнеса в реализации Национальных проектов России
С помощью благотворительных фондов бизнес-компании могут реализовывать социально значимые проекты, в том числе Национальные проекты России. Как это сделать, рассказывает президент благотворительного фонда «Гольфстрим» Виктория Якимова.
Для многих, к сожалению, благотворительные фонды до сих пор ассоциируются только со сбором адресной помощи. Однако сотрудничество фондов и бизнеса теперь – это партнерские отношения с единой целью – реализовать социально значимый проект и добиться социального эффекта, где у фонда опыт и экспертиза, а со стороны бизнеса финансовые возможности и ресурсы».
Благотворительные фонды, имея соответствующие компетенции в своем секторе, могут содействовать бизнесу в осуществлении социально ориентированных проектов, включая участие в Национальных проектах России. Такое взаимодействие может проявляться в различных формах, где некоммерческие организации могут помочь в создании стратегии, стать исполнителем проекта и даже полностью реализовать его, предоставив бизнесу полный отчет об исполнении.
Открытая демонстрация социальной ответственности бизнеса возможна в контексте Национальных проектов, где прозрачно определены логистика, цели и задачи.
После ознакомления с направлениями Национальных проектов компания может выбрать наиболее релевантную для себя область, которая соответствует миссии организации или просто вызывает симпатию, то есть наиболее привлекательную для себя сферу.
Национальные проекты могут быть сфокусированы как в Москве, так и в регионах, что позволяет выбрать поддержку в одном городе или одновременно в нескольких. Поддержка может охватывать социальные проекты или быть сосредоточенной на семье и детях или искусстве…
Но каким образом развивать это направление? И как осуществить такую поддержку?
Одним из вариантов для бизнес-холдинга, например, может быть полная самостоятельность: создание собственного благотворительного фонда или НКО и полный контроль над его деятельностью и реализацией проектов. Однако, это подразумевает необходимость дополнительного персонала с соответствующим опытом, что влечет за собой финансовые, эмоциональные и физические затраты, особенно для тех, кто впервые принимается за это дело или только начинает работать в выбранной сфере.
Альтернативный подход - сотрудничество с партнерской организацией, имеющей специализированный опыт. Допустим, у компании есть идея, соответствующая ее бизнес-стратегии и Национальным проектам России. Для ее реализации требуется стратегия, и здесь на помощь приходят профильные организации, такие как благотворительные фонды или некоммерческие организации с соответствующим опытом. Тогда задание может быть передано фонду, который разрабатывает программы и предоставляет готовый продукт, который бизнес может реализовать сам, следуя разработанному плану и стратегии.
Ещё один вариант - это совместная реализация проектов, при котором некоммерческая организация выступает в роли оператора проекта. В этом случае, благотворительный фонд принимает на себя всю ответственность: начиная с разработки и согласования каждого этапа с заказчиком и заканчивая реализацией идеи. Все действия в этой модели сотрудничества согласуются поэтапно, и в конце бизнес получает полную отчетность.
Другой подход – это предоставление грантов от бизнеса. При этом компания определяет тематическую направленность и объявляет конкурс, а команда-победитель занимается реализацией проекта.
У каждого из этих вариантов есть нюансы: если компания самостоятельно занимается реализацией проекта, она должна сама управлять всем процессом, включая стратегию, планирование и отчетность.
Если благотворительный фонд выступает в роли оператора проекта, бизнес может мониторить результаты, а сам проект может быть передан в аутсорсинг.
Если компания решает предоставить грант, то проект осуществляется в течение ограниченного периода - года, полутора и реже - трех лет. После этого процесс придется начинать заново.
Преимущества для бизнеса в сотрудничестве с благотворительным фондом «Гольфстрим»:
- Фонд выступает Оператором совместного проекта и становится для бизнеса проводником, снимая с партнера нагрузку по текущей операционной деятельности, связанной с благотворительным проектом;
- Фонд отвечает за разработку стратегии проекта;
- Фонд проводит экспертную оценку проекта, используя методологию «теория изменений» (до начала реализации, в процессе реализации, по завершению проекта);
- Фонд проводит социологические исследования в рамках стратегии;
- Фонд координирует, управляет и отвечает за выполнение проекта, осуществляет административную поддержку проекта, обеспечивает единство и комплексность реализации проекта в целом, достижение целей и показателей эффективности/результативности.
О БФ «Гольфстрим»
Благотворительный фонд «Гольфстрим» был создан в апреле 2011 года. За 12 лет фонд помог более чем 25 000 людям с самыми разными тяжелыми диагнозами и их семьям независимо от возраста, места проживания и гражданства, характера лечения и реабилитации.
Благотворительные программы фонда направлены, прежде всего, на детей и молодых людей с особенностями развития, а также членов их семей. Одна из основных задач фонда – продвижение темы социализации людей с ОВЗ, развития инклюзии через просветительскую деятельность. Главная миссия — работать для того, чтобы люди с особенностями развития могли чувствовать себя нужными и полезными в любых сферах жизни. Главная цель фонда – содействовать развитию инклюзивной культуры общества, в котором есть место каждому. Для этого эксперты благотворительного фонда разрабатывают и реализуют программы, позволяющие обеспечить бесконфликтную интеграцию людей с ОВЗ в любые сферы жизни современного общества.