Российский СПГ идёт в Китай по Севморпути первым экспериментальным рейсом
Как сообщает 29 мая «Коммерсантъ» («Ъ»), танкер ледового класса Arc7 «Кристоф де Маржери», в сопровождении атомного ледокола «Ямал» (принадлежит «Росатомфлоту») готовятся завершить самую раннюю в истории проводку в восточном секторе Севморпути.
Оба судна вошли в Чукотское море, в южной части которого танкеру, везущему газ с проекта «Ямал СПГ» в Китай. Увеличение сроков навигации по восточному маршруту позволит в этом году в два раза увеличить перевозки СПГ через восточную часть Севморпути — до примерно 2,4 млн тонн. Сейчас суда огибают остров Врангеля и входят в Чукотское море. «Кристоф де Маржери» вышел из Сабетты с грузом газа с проекта НОВАТЭКа «Ямал СПГ» 18 мая — примерно на полтора месяца раньше летнего навигационного сезона. Груз к 11 июня должен быть доставлен в китайский порт Цзинтан (Таншань). Апрель и май считаются наиболее сложными месяцами с точки зрения ледовой обстановки. Столь ранней навигации способствовала как аномально лёгкая ледовая обстановка в Обской губе, что позволило освободить атомные ледоколы для проводки судов на восток, так и более лёгкие ледовые условия на восточном фланге Севморпути, отмечает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. Средняя скорость движения судна с 18 по 25 мая, по данным АИС ExactEarth, составила 8,8 узла. Сложная ледовая обстановка в это время года наблюдается в Восточно-Сибирском море и у острова Врангеля, где танкер как раз и показывал наименьшую скорость — 6–8 узлов.
25 мая вслед за «Кристофом де Маржери» из Сабетты вышел газовоз «Владимир Воронин» (принадлежит канадской Teekay и China LNG Shipment), направляющийся в порт Тянцзиня. До моря Лаптевых танкер шёл в сопровождении ледокола «50 лет Победы», после чего атомоход развернулся обратно в Обскую губу. Предполагается, что «Ямал» оставит «Кристофа де Маржери» в Чукотском море и вернётся, чтобы провести «Владимира Воронина» через Восточно-Сибирское море. «Владимир Воронин» идёт значительно быстрее, чем «Кристоф де Маржери» (по данным АИС ExactEarth, средняя скорость с 24 по 28 мая составила 13,2 узла), и сейчас огибает Новосибирские острова с севера. Как говорят эксперты «Ъ», скорость «Владимира Воронина» оказалась выше, поскольку, исходя из опыта прохождения маршрута «Кристофом де Маржери», для следующего танкера были оптимизированы маршрут и тактика ледокольного сопровождения.
Издание уточняет, что это первый экспериментальный рейс, который был необходим для анализа технических характеристик газовоза и ледокола. Требуется практическое понимание способностей их работы вместе, особенно в Восточно-Сибирском море. Лёгкая или средняя зима здесь играют не самую важную роль, поясняет собеседник «Ъ»,— основные сложности возникают из-за ветра, скопления льда и торосов, именно это стало причиной значительного снижения скорости на маршруте «Кристофа де Маржери». Даже в тяжёлые месяцы (март — первая половина мая) необходимо стремиться к тому, чтобы расстояние от Сабетты до мыса Дежнева преодолевалось за десять суток и средней скорости в десять узлов. Вторая задача — сопровождение одним ледоколом сразу двух газовозов.
По словам собеседника «Ъ», стоимость поставки СПГ с Ямала по восточному маршруту через СМП может быть дешевле рейса вокруг Евразии на $1,8 за MBTU, или около $7 млн на танкер.