Как победить конкурентов в 2024 году: советы экспертов по продажам
Форум «Как победить конкурентов в 2024 году? Ключевые компетенции для мебельного бизнеса» прошёл 20 ноября на выставке «Мебель-2023».
Форум собрал большое число представителей мебельных компаний, работающих в условиях активно меняющегося спроса на мебельную продукцию, расширения каналов онлайн-торговли и обостряющейся конкуренции на рынке.
Главная тема, заявленная организаторами, касалась динамики и трендов рынка мебели в 2023-2024 годах. Этому и была посвящена первая сессия, которую провел управляющий партнер Big Time Retail, автор и преподаватель курсов бизнес-школы МИРБИС, корпоративный консультант и тренер Станислав Казаков.
«Для того, чтобы вести конкурентную борьбу, нужно понимать две вещи, – отметил бизнес-тренер. – Первая – кто наш клиент, за кого мы ведем конкурентную борьбу. Берусь утверждать, что половина компаний в российском бизнесе ответить на этот вопрос не может, при том, что клиент за последнее время достаточно сильно изменился. Второе – с кем ведется конкуренция за клиента».
Станислав Козаков привел актуальные данные статистики по мебельному рынку России, обратив особое внимание на устойчивое снижение среднего чека покупок и значительное количество (до 66%) потенциальных покупателей, ощутивших ухудшение своего материального положения. К тому же увеличился отложенный спрос, когда люди хотели бы приобрести что-то, но считают невозможным себе это позволить по экономическим соображениям.
С одной стороны, статистика показывает, что доля импорта сильно «просела», но, самое интересное, она продолжает снижаться. И это несмотря на то, что рынок динамично осваивают производители из Китая. Руководители отечественных мебельных производств сталкиваются с выбором: работать в рамках существующих на данный момент мощностей или наращивать выпуск продукции. Проблема масштабирования бизнеса становится ключевой, поскольку связана с рисками дальнейших колебаний рыночной конъюнктуры, ее непредсказуемостью.
«У тех, кто занял свою рыночную нишу и эффективно импортозаместил, продажи растут, – отметил Станислав Казаков. – За 2022 года в Российской Федерации через Интернет было оформлено 2 млрд заказов на 5,7 триллиона рублей. Это 12% от всего розничного бизнеса и 30% от розничных продаж всех непродовольственных продаж в Российской Федерации».
Эффективный Digital-marketing становится не просто желательным для компаний, но обязательным условием их выживания в конкурентной среде. Многие работают с этим каналом, но мебельный рынок остается одним из самых отсталых с точки зрения цифровизации, как в производственной части, так и в части продаж. У большинства мебельных компаний откровенно «слабые» сайты. По убеждению Станислава Козакова, здесь заложен сейчас основной потенциал развития и конкурентоспособности для них, поскольку онлайн продажи продолжают расти и составят в 2023 году порядка 220 млрд рублей.
Выступающий остановился и на других аспектах успешного мебельного бизнеса, связанных с внимательным отношением к своему клиенту, ориентированному не только на покупку, но и на ее сопровождение со стороны продавца, клиента, желающего оперативного устранения возможных проблем, заинтересованного в гибкой «индивидуализации» модельного ряда в зависимости от своих потребностей, в умелом сочетании онлайн и офлайн стратегий и платформ реализации мебельной продукции.
В рамках Форума различные аспекты мебельного бизнеса были затронуты еще на нескольких сессиях, которые провели исполнительный директор Ассоциации директоров по развитию, генеральный директор, партнер российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» Евгений Печерин и генеральный директор центра по развитию и обучению персонала KPG Training Center, корпоративный консультант и тренер Наталья Лебедева.
Пресс-служба АО «Экспоцентр»