Методика построения эффективной управленческой модели
Ответственный за внедрение должен начать с диагностики проблем и выяснения ожиданий коллектива. Помимо своих наблюдений, необходимо пообщаться с руководством и наиболее авторитетными работниками, подключить к работе совет трудового коллектива (профсоюзный комитет). Часто видение сверху и снизу разнится, и для успешного старта необходимо привести все к общему знаменателю.
Осознанный компромисс позволит договориться «на берегу» и двигаться вперед без обид и подозрений. Уважительное отношение к людям должно лечь в основу внедряемой системы, тогда заработает в полную силу общественная инициатива.
1. Приведение в порядок СМК (обязательное условие для реализации системного подхода):
- все положения, инструкции должны быть разработаны пользователем под себя;
- обязательно согласовать документы с потребителями продукта или услуги;
- все работники должны изучить необходимые им для работы документы (это обязательно);
- в каждом подразделении должен быть заинтересованный (получающий доплату за функционирование системы и снижение за сбои, отклонения) ответственный по СМК;
- система документооборота должна быть простой, всеобъемлющей и действительно функционирующей;
- непременно должно быть положение о рацпредложениях (удобная система подачи, обязательное рассмотрение и внедрение, и достойное поощрение рационализатора);
- главный ответственный за СМК должен быть наделен соответствующими полномочиями для поддержания системы в максимально работоспособном состоянии.
2. Введение хозрасчетных отношений
2.1 Организационная составляющая:
- каждое подразделение, по возможности, выделяется в самостоятельную бизнес-единицу (БЕ);
- БЕ рассматривается как получатель и/или поставщик продукта, услуги;
- взаимоотношения между БЕ как между самостоятельными хозяйствующими субъектами (простые и действенные механизмы взаимодействия и влияния);
- обязателен метод беспростойной работы оборудования (диагностика, профилактика, упреждение поломок);
- каждая БЕ формируется штатно для максимальной самостоятельности, но с учетом целесообразности;
- руководителю БЕ делегируются максимально возможные полномочия;
- обязателен бригадный подряд (общий фонд оплаты труда; минимальная гарантированная часть зарплаты, остальное нужно заработать; объективная оценка вклада каждого; общая работа, которую нужно выполнить в срок, в необходимом количестве и с надлежащим качеством);
- структура подчиненности может оставаться та же, нет необходимости рвать устоявшиеся связи.
2.2 Экономическая составляющая:
- разрабатывается комплексный план развития предприятия (минимум на год) с отражением производственной программы; экономических показателей, которые необходимо достичь; мероприятий по техперевооружению, улучшению качества, охране окружающей среды, охране труда, улучшению бытовых условий;
- каждое подразделение ежемесячно планирует свою работу, исходя из плана развития;
- каждая БЕ должна быть на самоокупаемости;
- доходная часть БЕ зависит от результатов взаимодействия со смежниками (при наличии нареканий снижается);
- доходная часть БЕ зависит от использования материальных ресурсов (при экономии увеличивается, при перерасходе снижается);
- доходная часть БЕ должна быть увязана с результатом работы предприятия (при частичном хозрасчете – это доля от общего дохода, при полном хозрасчете – экономисты высчитывают вклад каждого подразделения в общее дело и доводят в виде показателей);
- должны быть простые и объективные критерии оценки вклада каждой БЕ в денежном выражении;
- у ремонтников система оплаты по принципу - больше простоев, меньше оплата и наоборот:
- фонд оплаты труда в ведении руководителя БЕ, распределяется на основании положения, утвержденного ГД;
- у каждой БЕ должен быть страховой фонд для оплаты штрафов и других непредвиденных расходов;
- допущенный ущерб (брак, хищение, потери от сбоев в работе) полностью относится на виновное подразделение с правом возврата удержанных средств после работы над ошибками (исправления несоответствия и устранения ущерба);
- рассчитывается точка безубыточности, отсюда рассчитываются все показатели и критерии оценки.
2.3 Мотивация
2.3.1 Материальное стимулирование
- оплата только за конечный результат;
- оплата труда состоит из постоянной и переменной частей;
- постоянная часть должна быть, по возможности, максимально низкой, чтобы стимулировать производительность;
- переменная часть зависит от объективного вклада (заранее обговариваются возможные снижения и поощрения и их величина);
- при учете вклада каждого работника применяется КТУ (коэффициент трудового участия) с ежедневным выставлением и информированием;
- возврат удержаний после исправления несоответствий и устранения ущерба;
- поощрение рационализаторства.
2.3.2 Моральное стимулирование:
- применение системы мотивации воспитательного, а не карательного принципа, дающая возможность исправить несоответствие и вернуть удержанное, вместо обиды и неудовлетворения стимулирует ответственность и улучшение работы;
- соревнование между подразделениями с вручением переходящего предмета – повышение производительности, снижение себестоимости, улучшение качества;
- ежемесячное определение лучшего по профессии – стимулирует личную заинтересованность;
- награждение похвальными грамотами, дипломами, свидетельствами – стимулирует личную заинтересованность;
- доска почета – личная заинтересованность;
- постоянное и доступное освещение деятельности предприятия и состояния дел – полное вовлечение персонала и стимулирование общественной инициативы;
- внимательное отношение к людям (приводятся в порядок раздевалки, душевые, туалеты, организовываются места отдыха и приема пищи) - способствует доброжелательности и самоотдаче.
Внедрение эффективной управленческой модели наиболее перспективно на предприятиях с серийным производством и/или на предприятиях с большим потенциалом увеличения объемов производства. В этом случае эффект будет максимально заметный в денежном выражении. В других случаях эффект будет выражен в лучшей самоорганизации и оптимизации расходов.
Главное, что дает предлагаемая методика – это реально работающая система, не требующая ручного управления. Это не значит, что руководство не нужно, но вместо бесконечных совещаний и пристального внимания достаточно наблюдения и небольшой корректировки в плановом, а не авральном режиме.
Внедрение осуществляется подготовленным специалистом с обязательным привлечением и обучением ряда ключевых работников, а именно, главный специалист по СМК, главный экономист и руководители БЕ. Список сотрудников предприятия можно расширить при желании, но, для пользы дела, нежелательно уменьшать.