ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИКИ СМК С ЭЛЕМЕНТАМИ ХОЗРАСЧЁТА

Начать нужно с диагностики проблем. Помимо своих наблюдений, необходимо пообщаться с руководством и наиболее авторитетными работниками, подключить к работе профсоюзный комитет. Часто видение сверху и снизу разнится, и для успешного старта необходимо привести всё к общему знаменателю. Осознанный компромисс позволит договориться на берегу и двигаться вперёд без обид и подозрений. Уважительное отношение к людям должно лечь в основу внедряемой системы, тогда заработает в полную силу общественная инициатива.

1.   Приведение в порядок СМК:
- все положения, инструкции должны быть разработаны пользователем под себя;
- обязательно согласовать документы с потребителями продукта или услуги;
- все работники должны изучить необходимые им для работы документы (это обязательно);
- в каждом подразделении должен быть заинтересованный (получающий доплату за функционирование системы и снижение за сбои, отклонения) ответственный по СМК;
- система документооборота должна быть простой, всеобъемлющей и обязательно функционирующей;
- обязательно должно быть положение о рацпредложениях (удобная система подачи, обязательное рассмотрение и внедрение, и обязательное поощрение подающего);
- главный ответственный за СМК должен быть наделён соответствующими полномочиями для поддержания системы в максимально работоспособном состоянии.

2.  Введение хозрасчётных отношений

2.1  Организационная составляющая:
- каждое подразделение, по возможности,  выделяется в самостоятельную бизнес-единицу (БЕ);
- БЕ рассматривается как получатель и/или поставщик продукта, услуги;
- каждая БЕ формируется штатно для максимальной самостоятельности, но с учётом целесообразности;
 - руководителю БЕ делегируются максимально возможные полномочия;
-  на производстве обязателен бригадный подряд, в других подразделениях -  по возможности;
- структура подчинённости остаётся, по возможности, та же, нет необходимости рвать устоявшиеся связи.

2.2 Экономическая составляющая:
- составляется комплексный план развития предприятия (минимум на год), с отражением производственной программы, экономических показателей, которые нужно достичь, мероприятий по техперевооружению, улучшению  качества, охраны труда, бытовых условий;
- каждое подразделение ежемесячно планирует свою работу, исходя из плана развития;
- каждая бизнес-единица должна быть на самоокупаемости;
- должны быть простые и объективные критерии оценки вклада каждой БЕ в денежном выражении;
- фонд оплаты труда в ведении руководителя БЕ, распределяется на основании положения, утверждённого ГД;
- у каждой БЕ должен быть страховой фонд для оплаты штрафов и других непредвиденных расходов;
- рассчитывается точка безубыточности, отсюда рассчитываются все показатели и критерии оценки;
- обязательное условие – возврат удержанных средств после работы над ошибками.

2.3 Мотивация

2.3.1 Материальное стимулирование
- оплата труда состоит из постоянной и переменной частей;
- постоянная часть выводится из точки безубыточности;
- переменная часть привязывается к конечному результату;
- при учёте вклада каждого работника применять КТУ с ежедневным выставлением;
- возврат удержаний после работы над ошибками;
- поощрение рационализаторства.

2.3.2 Моральное стимулирование
- соревнование между подразделениями с вручением переходящего предмета;
- ежемесячное определение лучшего по профессии;
- награждение похвальными грамотами, дипломами, свидетельствами;
- доска почёта;
- постоянное и доступное освещение деятельности предприятия и состояния дел.

Внедрение осуществляется внешним специалистом с обязательным привлечением и обучением ряда ключевых работников, а именно, главный специалист по СМК, главный экономист и руководители БЕ. Список сотрудников предприятия можно расширить при желании, но, для пользы дела,  нежелательно уменьшать.

№247 Декабрь 2018
тема: энергетика
?Вопросы и ответы