О смерти, скорости и дураках

Сейчас повсюду очень много самой разной, порой очень противоречивой, информации о работе дорожных камер и штрафах. Запутаться среди шума споров, прогнозов, курьёзов и страшилок очень легко. На общем фоне хотелось бы высказать свою точку зрения. Взгляд со стороны разработчика и производителя камер фотовидеофиксации контроля ПДД.

Если просмотреть с десяток разных репортажей и статей, то складывается примерно такая мешанина: дорожные камеры – это вещь, конечно, нужная, но «довольно глючная». Созданы они с целью запугивания законопослушных автовладельцев и собирания с них штрафов. На приобретение этих камер, их установку и обслуживание выделяются миллионы. Висят они уже на каждом столбе, а скоро их будет ещё больше. Самые вредные те, что в кустах, и если их долбануть бейсбольной битой, то это вполне благородный поступок. Вот такая пёстрая картина!

Создавалось это красочное полотно путём коллективного творчества. С момента первого появления камер на дорогах большинство мнений о их работе прозвучали среди водителей и журналистов, затем подтянулись со своей точкой зрения чиновники, общественники и блогеры. Как это ни странно, но достаточно редко по вопросу систем автоматического контроля автотранспорта высказывались руководители ГИБДД. Хотя ведь именно эта государственная структура явля-ется их основной эксплуатирующей организацией, и именно она, как никто другой, должна знать всё про дорожные камеры.

И вот тут, как мне кажется, нужно внести некую ясность. Так как дорожная камера – это измерительно-вычислительное оборудование, не имеющее никаких эмоций и абсолютно не предвзятое, то и подходить к его оценке следует так же – через цифры. Я не стану досконально расписывать их все. Приведу лишь основные, наиболее значимые и недвусмысленные. Итак, за последние 5 лет (с 2015 до начала 2020) количество зарегистрированных за год ДТП снизилось с 184068 до 164358. При этом количество погибших в авариях и под колёсами автомобилей за этот же период уменьшилось значительно, с 23114 до 16981 человек. Именно эти цифры наиболее значимы и злободневны. Конечно, в этом заслуга не только систем фотовидеофиксации. Для сдерживания и сокращения количества погибших на дорогах прикладывают множество усилий в самых разных направлениях – от размещения «лежачих полицейских» возле школ до проведения по всей территории страны единой госпрограммы «Безопасный город». Но сейчас разговор про дорожные камеры.

определение превышения скоростного режима

Среди погибших на дорогах самая большая доля (до 2/3) приходится на случаи превышения скоростного режима. Мощность и безопасность современных автомобилей, а также высокое качество дорог позволяют многим водителям регулярно нарушать скоростной режим. Они буквально не осознают опасности. В результате после ДТП выясняется, что из-за чрезмерной скорости находящимся внутри машины уже не смогли никак помочь системы активной и пассивной защиты автомобиля, или тормозной путь был слишком короткий, а удар фатальным для пешехода. Действительно, скорость – убивает. Поэтому большинство дорожных камер – это камеры скорости (почти 80% от всей группировки). И именно они «тормозят» резвых лихачей. Особенно невнимательные к знакам ограничения скорости выигрывают «приз» – штраф. Естественно, что по работе этих камер звучит большинство недовольных замечаний. Но если рассматривать случаи спорных штрафов, то их часть ничтожна среди всей массы постановлений. Это общепризнанный факт, и это не раз отмечали в СМИ. Но, тем не менее, ошибки остаются.

Тут следует заострить внимание на двух моментах, про которые обычно упоминают вскользь. Первый касается увеличения числа камер. Да, безусловно, группировка дорожных камер растёт, но при этом сокращается время на их регламентное обслуживание. Порой эксплуатирующие организации банально не успевают их чистить и проверять. Второй момент связан с человеческим фактором. Очень часто в ходе разбирательств выясняется, что забракованное системой постановление с ошибкой по вине оператора отправлялось не в корзину, а на почту. Когда это является каждодневной рутинной процедурой, то тогда такие ошибки становятся неизбежными.

Скрытым от глаз общественности остаётся другое – за последние пять лет сами комплексы фотовидеофиксации качественно изменились. Сейчас практически повсеместно используются камеры высокого разрешения. Многоядерные процессоры позволяют решать задачи, которые десять лет назад были просто невыполнимыми. Сам вычислительный модуль (а также коммутация, навигация и передача данных) всё чаще размещается не на столбе, в огромном страшном ящике, а непосредственно в корпусе самой камеры. Последняя реформа произошла на уровне программной части дорожных камер. Практически все производители в работе своих приборов в той или иной степени используют ИИ и нейросети. Системы видеоконтроля ПДД изменились, а обычный водитель продолжает видеть камеры прежних лет. В этом ничего удивительного нет – пока доля новинок от общего числа камер мала и сами они малозаметны. Важно другое, эти современные средства фотовидеофиксации постоянно дополняются новым программным функционалом, который расширяет возможности видеоаналитики и позволяет получать всё больше и больше информации о транспортном потоке.

Сейчас идёт активная полемика для внесения в законодательство понятия средней скорости. То есть измерения скорости не под конкретной камерой, а на целом участке трассы вне населённых пунктов. Проехать всю дистанцию такого участка без нарушения можно только за определённое время, если время было затрачено меньше – значит в какой-то момент автомобиль ехал с явным превышением разрешённой скорости.

Эффективность данный метод контроля скорости доказал в европейских странах. Так, например, повсеместная установка камер контроля средней скорости в Великобритании снизила количество нарушений на 63% и одновременно с этим количество ДТП сократилось на 19,6%! Без всяких сомнений, это успех и повод для подражания. Учитывая огромные дистанции российских дорог, это действительно важно. Очень многие регионы пересекаются федеральными и региональными дорогами, которые просто необходимо контролировать с использованием именно такого способа надзора.

Но, как это часто бывает, в процесс обеспечения дорожной безопасности любят вмешиваться все, кому не лень. Одни утверждают, что это большой недочёт, который необходимо устранить и ввести в КоАПП такую юридическую норму. Другие, напротив, говорят, что такое ограничение скорости избыточно и такая мера направлена только на то, чтобы снова собирать деньги с водителей. Так как нет такой юридической нормы как «нарушение на участке трассы», якобы, необходимо чёткое понимание, в каком именно месте произошло нарушение. Где конкретно, то есть, в какой точке, по каким координатам, находился автомобиль, водитель которого жал на педаль газа с особым усердием. При таких заявлениях возникает когнитивный диссонанс и крах здравого смысла. Вместо того, чтобы уточнить юридическую норму, внести правку или дополнение к закону, которые бы устранили «юридическую подвешенность», эти люди предлагают просто не применять такой эффективный метод контроля как фотовидеофиксация на российских дорогах. Но стоит напомнить им, что правительством РФ утверждена новая Концепция безопасности дорожного движения до 2024 года. Основной приоритет остался прежним – снижение количества погибших на дороге. Целью этой государственной программы является стремление к «нулевой смертности». Согласно планам руководства страны к 2024 году количество жертв ДТП со смертельным исходом должно снизиться до 4 человек на 100 тысяч населения. При таких обстоятельствах вся эта ситуация напоминает известную фразу из старого анекдота: «Вам шашечки или ехать?»

Сергей КУСОВ,

руководитель отдела пропаганды

ООО «Технологии Распознавания»

107023, г. Москва,

ул. Электрозаводская, д. 24

ОЦ «Преображенский», оф 405

тел.: +7 (495) 785 1536

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www.recognize.ru

№261 Август 2020
тема: энергетика