ВАЛЕРИЙ ПЛОТНИКОВ: ОКУНУЛСЯ В МИР ФОТОГРАФИИ И ТАМ СЕБЯ НАШЁЛ

В гостях у нашего внештатного корреспондента из Санкт-Петербурга, телеведущей, автора проекта "РАЗГОВОРЫ ЗА ЧАШЕЧКОЙ ЧАЯ" Натальи Дроздовой легендарный фотограф, автор исторических фотопортретов Валерий ПЛОТНИКОВ

Плотников и Дроздова

- Здравствуйте, Валерий!

- Здравствуйте, Наташа!

- Давайте сразу уточним: вы считаете себя фотографом или фотохудожником?

- Называйте меня "фотограф".

- Хорошо. Просто я всегда ассоциирую вас с портретами.

- Художником я уже был. Я учился в СХШ (Средняя художественная школа — прим. ред.)  при Академии художеств, а также в Художественном институте.

- Расскажите, пожалуйста, о нескольких ваших образованиях.

- В раннем детстве я ходил во Дворец творчества "Юность", рядом с которым жил. Получив там необходимые навыки, я пошёл в Среднюю художественную школу при Академии художеств. Там была удивительная атмосфера и не менее удивительные люди. Я сидел за одной партой с Мишей Шемякиным, и он познакомил меня с таким искусством, которое в ту пору было не просто недоступным, но и запрещённым. Впитывая всё новое, я поступил во ВГИК на операторский факультет. Закончив его, я не стал работать оператором, а счастливо окунулся в мир фотографии и там себя нашёл. На сегодняшний день у меня девять альбомов, и сложно представить, сколько в них персонажей.

фотографии

- Валерий, у меня был такой случай... Я интервьюировала известнейшего писателя, перед которым я преклонялась, и после интервью я не могу взять в руки ни одной его книги, потому что как человек... (пауза)

- Скажем так: он вас расстроил.

- Вот именно. Почему я это вспомнила? Хочу узнать, бывало ли нечто подобное с вами?

- Нет, Наташа, не случалось. И знаете, почему? Я могу по внешности человека сказать, "свой" он или не "свой".

- Тогда давайте поговорим о тех людях, с которыми вам было приятно общаться. Кого из них вы больше всего любили фотографировать?

- Мне трудно кого-то выделить, но так случилось (чему я очень рад), что три моих альбома из девяти — персонифицированные. Третий альбом полностью посвящён Владимиру Высоцкому, шестой — Иннокентию Михайловичу Смоктуновскому, а восьмой — Малому драматическому театру и его художественному руководителю, моему другу Льву Додину.

- Безусловно, люди, с которыми вам приходилось работать, — личности выдающиеся. Если начать перечислять всех, не хватит целого дня... Аркадий Райкин, Булат Окуджава, Владимир Зельдин, Марина Неёлова, Александр Митта, Анна Герман, Александр Кайдановский, Людмила Гурченко, Николай Караченцов, Александр Розембаум, Михаил Боярский... Кажется, что нет конца этому списку, и сложно выбрать, кому именно мы уделим сегодня особое внимание. И всё же... давайте остановимся на Высоцком. Расскажите, пожалуйста, о работе с Владимиром Семёновичем.

- Как я уже сказал, Владимиру Высоцкому я посвятил целый альбом, и каждая фотография имеет свою историю. Взять, к примеру, фото, где Володя держит череп... Это 1972 год.  В Театре на Таганке была премьера "Гамлета". Освещение, прямо скажу, скупое, и делать снимки, особенно с моим подходом к работе, было практически невозможно. Приходилось что-то придумывать. Я предложил Володе остаться после спектакля, чтобы сделать фото, где Володя будет держать в руках череп. Я старался использовать максимум света, который тогда был в театре. Кадр, как я понял, получился, после чего я попросил Высоцкого задержаться и попробовать сделать другие снимки, так сказать, вариации на тему Гамлета.

Высоцкий и череп

- Валерий, расскажите о фотографиях Владимира Высоцкого и Марины Влади. Среди этих замечательных фото есть одно, где вы "поймали" момент, когда Марина причёсывала  Владимира Семёновича.

- Эти фотографии были сделаны на кухне Леонида Витальевича Собинова, которая служила мне павильоном. Я там снимал и Андрея Миронова, и Лилию Ахеджакову... Да кого я только там ни снимал (улыбается). Надо сказать, что на этой кухне был блестящий кафельный пол, что являлось редкостью для помещений в жилых домах того времени. И после публикации фотографий мне не раз приходилось слышать: "А почему фото сделаны в туалете?" На что я отвечал: "Чтобы было всё гигиенично, и пол можно было бы легко вымыть". Просто в те времена кафельный пол у всех ассоциировался с туалетом. Так вот, возвращаясь к фото Марины и Володи... В то время Высоцкий снимался в фильме "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил", и Володя по просьбе режиссёра Александра Митты отрастил длинные волосы, которые напоминали уши пуделя. Я просил Володю зачесать волосы назад, но всё было тщетно... Они "возвращались на свои места". И тогда я попросил Марину причесать Володю. Она взяла расчёску... Слава богу, у меня был установлен свет, на фотоаппарате наведена резкость, и, когда я увидел выражение лица Высоцкого, напоминающего такое же выражение лица на его детских фотографиях, тут же сделал снимок.

Высоцкий и Влади

-  Не могу не вспомнить ещё об одной фотографии Высоцкого той, где он с бородой.

- Да, была у меня и такая "бородатая" сессия с Володей. Он очень любил фотографию, о которой вы говорите, да и я считаю, что она — одна из лучших фотографий Высоцкого. В 76-ом году он вернулся из-за границы, где отрастил роскошную бороду. Когда я его увидел, то сразу предложил сделать обложку для его пластинки, выпущенной во Франции. Сессия проходила четыре дня. Володя предположил, что фото с бородой подойдет для фотопробы на роль Емельяна Пугачёва (он надеялся, что будет играть эту роль, а Марина — Екатерину II). Я, в свою очередь, сказал, что это будет прекрасный образ Лопахина из "Вишнёвого сада", и, забегая вперед, скажу, что один спектакль с бородатым Лопахиным, состоялся. Я пошёл дальше и предложил ему сыграть бородатого Гамлета. Высоцкий ухватился и за эту идею. Я сделал снимки в студии, надеясь, что скоро будут и снимки бородатых Гамлета и Лопахина, но когда вечером пришёл в театр, то увидел бритого Владимира Высоцкого. Я был в шоке, и на мой вопрос "почему?", Володя ответил: "Петрович (гл. режиссёр Театра на Таганке Ю.П. Любимов прим. ред.) против. В альбоме вы можете увидеть пустой разворот, где вместо несостоявшихся фотографий написан мой небольшой рассказ об этом.

Володя Высоцкий

- Валерий, давайте наугад откроем один из ваших альбомов, и вы расскажете о "случайной" фотографии.

- Давайте, но открывать будете вы, чтобы соблюсти чистоту эксперимента.

- Открываю... Какое фото! Скажите, это снималось на натуре? И расскажите нашим читателям, кто на фото (хотя я узнала всех).

на съёмках фильма

 

- Фото было сделано на съёмках фильма "В четверг и больше никогда". Снимал фильм Анатолий Эфрос — он на фото, а рядом с ним Верочка Глаголева, Иннокентий Смоктуновский, Машенька (его дочь) и Гражина Байкшните. Кстати, в этом фильме я тоже снимался и играл роль... фотографа. А вот фото тоже из этого фильма: Иннокентий Михайлович, у которого на плече сидит ворона. Смоктуновский очень любил эту фотографию, да и я тоже. Самое сложное было работать не с Иннокентием Михайловичем, а с вороной.

Смоктуновский

- Спасибо Вам огромное и за сегодняшнюю встречу, и за вашу удивительную работу! Что вы хотели бы пожелать нашим читателям?

- Я всем желаю гармонии, красоты и счастья!

№260 Март 2020
тема: строительство