ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБОРА «ПУЛЬСАР» ЭНЕРГЕТИКАМИ РЖД ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОПОР

Сегодня невозможно представить сети электрифицированных железных дорог без железобетонных опор.

Но какими бы монументальными и «вечными» ни казались такие конструкции, они имеют свой срок службы. Как обнаружить повреждения в надземной части опор? Об универсальном приборе «ПУЛЬСАР» для контроля состояния опор контактной сети типа ПК-2 рассказывает инженер-испытатель Томского НПП «Метакон» Дмитрий Валерьевич Санников.

Проблема электрокоррозии на сети постоянного тока электрифицированных железных дорог России до настоящего времени остаётся актуальной. Наиболее опасно разрушительное воздействие токов утечки на арматуру подземной части опор контактной сети. Несмотря на постепенное обновление парка опор на металлические конструкции повышенной надёжности до сих пор значительную часть составляют железобетонные опоры нераздельного типа с предварительно-напряжённой арматурой, установленные до 80-х годов прошлого века. Таким образом, срок эксплуатации этих опор уже превысил установленный срок службы – 40 лет.

Следует отметить, что данный тип опор наименее устойчив к электрокоррозионному воздействию. Вероятны случаи хрупкого излома подобных опор в результате воздействия токов утечки по арматуре в течение 1-2 лет. При этом до самого момента разрушения повреждения в надземной части при визуальном осмотре практически не обнаруживаются.

Основным способом предупреждения подобных аварий является выполнение профилактических контрольных мероприятий в соответствии со сроками, установленными нормативными документами. Наиболее важным из комплекса мероприятий является периодический контроль состояния защитных устройств в цепях заземлений. Исправность защитных искровых промежутков и отсутствие их шунтирования в цепях заземления гарантируют электрокоррозионную безопасность опорных конструкций контактной сети. Кроме того, исправное состояние цепей заземлений исключают отказы и неисправности, связанные с шунтированием сигнальных рельсовых цепей диспетчерской автоматики и блокировки, которые в свою очередь являются причинами нарушения графика движения поездов и снижения уровня безопасности движения.

Наибольшее распространение на сети дорог получили искровые промежутки. При этом до настоящего времени в эксплуатации находятся устаревшие модели искровых промежутков однократного действия со слюдяной вставкой. Надёжность работы и продолжительность их исправного состояния в процессе эксплуатации существенно зависят от качества их настройки. Настройка должна обеспечивать гарантированную электрическую изоляцию заземляемых конструкций от потенциалов «рельс-земля», нормально возникающих в процессе движения поездов по электрифицированным участкам железных дорог. С другой стороны, настройка должна гарантировать замыкание рабочего органа искрового промежутка для протекания тока короткого замыкания на рельс в случае аварийного попадания рабочего напряжения контактной сети на заземляемые поддерживающие конструкции.

Настройка пробивного напряжения заключается в подборе толщины слюдяных диэлектрических прокладок, обеспечивающих зазор между контактными пластинами искрового промежутка. Изначально было установлено, что настраивать пробивное напряжение искрового промежутка необходимо в диапазоне от 800 до 1200 В. В дальнейшем, в связи с увеличением тяговых нагрузок и повышением уровня изоляции рельсов от земли (вследствие применения железобетонных шпал и очищенного балластного щебня), было отмечено учащение случаев выхода из строя искровых промежутков в результате пробоев из-за возникающих бросков потенциалов «рельс-земля», превышающих их уставку.

метакон

Действующими в настоящее время нормативными документами [1, 2] регламентируется выполнять настройку искрового промежутка в диапазоне 1400 – 1600 В. Контроль исправности искровых промежутков и диодных заземлителей в процессе эксплуатации установлено выполнять не реже

2 раз в год – до начала грозового сезона и по его окончании специализированными приборами.

В настоящее время для выполнения проверки исправности и настройки искровых промежутков ООО «НПП-Метакон» выпускает универсальный прибор для контроля состояния опор контактной сети типа ПК-2. Данный прибор наряду с другими измерительными функциями позволяет выполнять контроль состояния искровых промежутков. Однако эксплуатирующие подразделения – районы контактной сети дистанций электроснабжения – оказались заинтересованы в разработке специального прибора для выполнения контроля исправности и настройки искровых промежутков.

Прибор «ПУЛЬСАР» разработан с учётом специфики его эксплуатации и выполнения измерений в полевых условиях в пылевлагозащищённом исполнении с учётом упрощения способа подключения к стандартному корпусу искрового промежутка и процесса измерений. Для стандартной процедуры контроля достаточно, держа в руке прибор, поднести его к корпусу искрового промежутка и обеспечить плотный электрический контакт встроенных в корпус прибора электродов к электродам защитного устройства. Далее кнопкой запускается процесс измерения пробивного напряжения, о завершении которого сообщит сигнал прибора. При этом на индикаторе прибора появится значение напряжения пробоя искрового промежутка.

В большинстве случаев (при сопротивлении цепи заземления конструкции более 1000 Ом) «ПУЛЬСАР» позволяет выполнять измерение без дополнительных манипуляций по разборке цепи заземления. В случае показания прибором результатов измерений, выходящих за нормируемые величины (выше или ниже), необходимо повторить измерение после отключения защитного устройства из цепи заземления. При выводе (отключении) защитного устройство следует принимать меры электробезопасности – использовать шунт необходимого сечения и диэлектрические перчатки.

Если даже после отключения результаты контроля искрового промежутка выходят за установленные пределы, то защитное устройство (или вкладыш) подлежат замене на исправные. При этом перед включением нового искрового промежутка в цепь заземления необходимо проверить его настройку.

Основным преимуществом «ПУЛЬСАР» являются особенности внутреннего алгоритма выполнения измерений, основанного на современной микропроцессорной и силовой элементных базах. Процесс измерений полностью автоматизирован. Продолжительность внутренних разрядных импульсов позволяет значительно увеличить скорость измерений до нескольких секунд. Кроме того, использование быстродействующих полупроводниковых силовых ключей позволяет значительно сократить количество случаев необходимости выполнения уточнённых измерений с разборкой цепи заземления, значительно сокращая усреднённое технологическое время операции контроля.

 «ПУЛЬСАР» оборудован энергосберегающим индикатором (типа «чернилами по бумаге»), что позволяет не только значительно увеличить время работы прибора до следующей подзарядки аккумуляторов, но и считывать показания при любом освещении при отсутствии бликов.

Кроме удобства в работе к преимуществам нового прибора стоит отнести малые массогабаритные показатели и надёжность, основанную на положениях следующих источников:

  • Правила содержания контактной сети, питающих линий, отсасывающих линий, шунтирующих линий и линий электропередачи (утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 25.04.2016 г. N 753р);
  • Указания по техническому обслуживанию и ремонту опорных конструкций контактной сети К-146-2008 (утверждены Департаментом электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД» 19 декабря 2008 г.).

ООО «НПП Метакон»

634034, г. Томск,

ул. Котовского, 26, а / я 375

тел. +7 (3822) 56 27 80, 56 39 84

факс +7(3822) 56 27 80

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www.metacon.ru

№260 Март 2020
тема: строительство