Электронные пломбы и электронные устройства контроля как основа контроля за перемещением грузов с использованием транспортных средств

Электронные пломбы и электронные устройства контроля

С незапамятных времён для контроля за перемещением товаров и грузов в качестве пломбировочных устройств использовались пломбы, сургучные и мастичные печати.

В ХХ веке наибольшее распространение получили механические пломбы, изготовленные из свинца, алюминия, пластмассы, а также замки разового применения – устройства, представляющие собой более сложную конструкцию с элементами точной механики и в дальнейшем получившие название «запорно-пломбировочные устройства».

С конца прошлого века конструкции пломбировочных устройств непрерывно улучшались и практически достигли своего совершенства. При этом основные их потребительские свойства – стойкость к криминальным воздействиям и устойчивость к фальсификациям – соответствуют оптимальному уровню по соотношению цена-качество, а возможности их модернизации практически исчерпаны. Кроме того, эти пломбировочные устройства уже не справляются с функциями ключевого информационного звена транспортной логистической цепи. Поэтому ХХI век цифровых технологий предопределил необходимость появления нового поколения пломбировочных устройств – электронных пломб, конструктивно объединивших механическую пломбу и электронный блок.

Электронные пломбы способны осуществить автоматический дистанционный контроль доступа к грузу, обеспечить в режиме реального времени мониторинг параметров перевозки и состояния груза на различных видах транспорта и немедленно передать информацию в ситуационные центры для принятия оперативных мер реагирования в случае несанкционированного доступа к грузу.

В настоящее время рынок пломбировочных и контрольных устройств предлагает широкий спектр данной продукции. Среди данных устройств можно выделить две группы.

Группа «электронные пломбы». К ним относятся:

  • электронные индикаторные пломбы – конструктивно представляют собой обычные механические пломбы с RFID меткой или микрочипом, обеспечивающие контроль целостности механической пломбы путём передачи сигнала «вскрыто» – «не вскрыто» на специальный считыватель на расстоянии от 20 см до 1,5 метров;
  • электронные навигационные пломбы конструктивно состоят из двух частей – механической пломбы и электронного модуля (блока). Основная функция электронного модуля – позиционирование места нахождения пломбы и контроль маршрута передвижения транспортного средства. Контроль целостности механической пломбы электронным модулем (блоком) не осуществляется;
  • электронные пломбировочные устройства конструктивно объединяют механическую пломбу с электронным модулем (блоком) через специальный элемент контроля целостности пломбы, передающий сигнал «закрыто» (опломбировано), «вскрыто» (разрушено) в электронный модуль. Основная функция электронного модуля – дискретная передача на сервер оператора сигналов сохранности или вскрытия механической пломбы с фиксацией времени, координат места нахождения устройства и другой дополнительной информации. Электронные пломбировочные устройства предназначены для эксплуатации с малогабаритными пломбами (например: диаметр троса устройства не более 3 мм, имеющие вес не более 150 г, габариты не более 1,5 дм3 и выдерживающие механическую нагрузку не менее 350 H);
  • электронные запорно-пломбировочные устройства имеют по сравнению с электронными пломбировочными устройствами большие габариты и вес, объединяются в единую конструкцию с силовыми запорно-пломбировочными устройствами, выдерживающими механическую нагрузку более 2000 H.

Группа «электронные устройства контроля». К ним относятся:

  • электронный трекер – электронное средство, функционирующее на основе технологий навигационных спутниковых систем, навешиваемое на транспортное средство (контейнер) с применением магнитного основания и троса-кабеля и обеспечивающее передачу координат места нахождения устройства и другой дополнительной информации;
  • электронный замок – устройство в виде механически навешанного замка с металлической дужкой или дужкой из троса-кабеля, запираемого электронным ключом и обеспечивающим контроль вскрытия с использованием электронного блока, размещённого в корпусе замка и передающего сигнал «вскрыто» на пульт контроля.

Основное отличие группы «электронных пломб» и «электронных устройств контроля» в области их применения:

  • группа «электронные пломбы» универсальная, допускает применение в качестве пломбы грузоотправителя на любых транспортных средствах и является элементом юридической и административной ответственности в случаях несохранных перевозок. Электронные пломбировочные устройства и электронные запорно-пломбировочные устройства могут выполнять функцию «электронных устройств контроля»;
  • группа «электронные устройства контроля» – ограниченного сектора применения и может применяться исключительно в комплекте с механической пломбой или запорно-пломбировочным устройством, выполняющим функции пломбы грузоотправителя. Устройства данной группы не могут использоваться в качестве «электронной пломбы».

«Электронные устройства контроля» по существу являются сигнальными устройствами по контролю маршрута передвижения транспортного средства, а часть их конструкции в виде отрезка троса-кабеля конечной длины или дужки запирающего механизма без какой либо маркировки и контрольных номеров в действительности является обыкновенным элементом крепления к корпусу транспортного средства.

С технической точки зрения правильное название такого элемента – элемент крепления с функцией контроля целостности.

Основные отличительные особенности «электронных пломб» и «электронных устройств контроля» приведены в таблице №1.

отличие

Мнение экспертов-криминалистов

«Многоразовых пломб и пломбировочных устройств НЕ БЫВАЕТ»

Как правильно выбрать электронные пломбы?

При выборе механических пломб для пломбирования транспортных средств (контейнеров) экспедитор или грузоотправитель проводит мониторинг рынка пломб, выбирает подходящую ему модель (для конкретной перевозки из числа разрешённых и рекомендованных к использованию), покупает и навешивает на транспортное средство. При этом ответственность за выбор пломбы, её надёжность и криминальную стойкость берёт на себя экспедитор (грузоотправитель). Страховая компания в выборе пломб не участвует, качество и надёжность пломб в расчёте рисков и страховых платежей не учитывает.

При выборе «электронных пломб» логика выбора принципиально меняется. Экспедитору (грузоотправителю) необходимо определить, какие функции (технические требования) возлагаются на устройство в ходе перевозочного процесса:

  • необходимость контроля целостности механической пломбы грузоотправителя в режиме реального времени;
  • контроль перемещения транспортного средства (остановки, стоянки);
  • контроль сроков доставки;
  • контроль ударов, соударений и других параметров перевозки;
  • контроль технологических параметров перевозимого груза (температура, влажность, освещённость и т.д.);
  • прочие требования.

Заполненную анкету заказчик направляет в адрес производителя «электронных пломб» и «электронных устройств контроля» и в течение рабочего дня получает рекомендации, приобретает или берёт в аренду «электронную пломбу» или «электронное устройство контроля», навешивает на транспортное средство (контейнер). Если экспедитор (грузоотправитель) принимает решение об аренде «электронной пломбы», то поставщик услуги берёт на себя ответственность в полном объёме за гарантию её работоспособности (услуга «под ключ»). Если покупает, то продавец несёт ответственность в пределах заводской гарантии. Страховая компания в случае применения «электронных пломб» должна учитывать пониженный уровень риска при расчёте страховых платежей и сокращать их величину на 20-30%.

Рекомендации по применению «электронных пломб» и «электронных устройств контроля» приведены на рисунке 1.

рис 1

При выборе электронных средств контроля следует учитывать, что «электронная пломба» автоматически переходит в режим охраны после её установки на запорный узел транспортного средства с регистрацией на сервере. В личном кабинете отображаются время, координаты, заряд батареи и другие параметры. «Электронное устройство контроля» для включения после установки на запорный узел транспортного средства требует ручных манипуляций с помощью мобильного программатора.

В соответствии с распоряжением ОАО РЖД от 8 июня 2018 г. №1221-р электронное запорно-пломбировочное устройство «БигЛок» включено в перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых на российских железных дорогах.

Опыт применения электронных пломб и электронных устройств контроля

К настоящему времени накоплен значительный опыт применения «электронных пломб» и «электронных устройств контроля» – в первую очередь при обеспечении контроля за перевозкой транзитных санкционных грузов через территорию России в рамках выполнения указов президента Российской Федерации №1 от 1 января 2016 г. и №290 от 25 июня 2019 г. Оператором пломбирования «ГЛОНАСС» получен обширный опыт эксплуатации электронных запорно-пломбировочных устройств: опломбировано более  40 тысяч транспортных средств и контейнеров, пресечено более 50 случаев нападения на транспортные средства организованными преступными группировками. Оператором пломбирования «Центр развития цифровых платформ» нарабатывается опыт по использованию электронных трекеров – проведено около 5-х тысяч навешиваний электронных трекеров.

С 2016 года Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на особо криминальных участках российских железных дорог осуществляет охрану грузов с использованием «электронных пломб», применяя электронные запорно-пломбировочные устройства «БигЛок» в качестве «электронных устройств контроля».

Совместно с АО «ГЛОНАСС» – оператором государственной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС проведены «пилотные» проекты с применением «электронных пломб» на внутренних и межгосударственных маршрутах. Осуществлены опытные смешанные перевозки по Северному морскому пути от предприятия г. Норильска до порта Мурманск, а также на предприятиях нефтегазового комплекса за Полярным кругом. При реализации «пилотных» проектов с участием АО «Росспиртпром», Норильского горно-металлургического комбината, ООО «РН-Комсомольский НПЗ» (НК «Роснефть») и других компаний «электронные пломбы» доказали свою высокую эффективность.

Под эгидой Координационного совета по транссибирским перевозкам в интересах грузовладельцев и экспедиторских компаний создан проект «Охранный поезд». Проект предусматривает комплексный сервис охраны, гарантирующий надёжную доставку всех грузов, перевозимых в составе контейнерных поездов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно. В основе охранного сервиса – использование «электронных пломб» и применение групп быстрого реагирования.

Свою состоятельность «электронные пломбы» и «электронные устройства контроля» подтвердили в ходе опытной эксплуатации на стационарных объектах (элеваторы ОАО «Истра-Хлебопродукт»).

Важный аспект применения «электронных пломб» и «электронных устройств контроля» связан с включением их в состав комплексных систем транспортной безопасности. В соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 16 июля 2020 г. №285 «О временных ограничениях погрузки грузов, следующих в прямом железнодорожном сообщении на железнодорожные станции назначения и с железнодорожных станциях отправления, принадлежащих ФГУП «Крымская железная дорога», расположенных на территории Республика Крым и города федерального значения Севастополя» определён особый порядок отправки грузов. Установленный порядок определяет в качестве инструмента по обеспечению безопасности перевозки наложение на подвижной состав и упаковку грузов, следующих по данному направлению, средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС.

В целом бизнес заинтересован в использовании устройств, способных влиять на скорость доставки грузов за счёт ускорения административных процедур при введении электронного документооборота. Особенно актуально использование электронных пломб при международных перевозках и придание им статуса средства таможенной идентификации, что обеспечит безостановочное движение грузов, бесшовное прохождение границ, сократит время таможенных операций, повысит безопасность на транспорте. Например, в целях практической отработки механизмов мониторинга и отслеживания транзитных перевозок в рамках Евразийского экономического союза в 2018 году успешно был проведён эксперимент по мониторингу автомобильных транзитных перевозок товаров, перемещаемых между российским таможенными органами и таможенными органами государств-членов ЕАЭС в соответствии с процедурой таможенного транзита. В рамках реализации решений Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) Евразийской экономической комиссией (далее – ЕЭК) проводится работа по созданию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. Распоряжением Совета ЕЭК от 17 декабря 2019 г. №200 утверждён План мероприятий («дорожная карта») по развитию единой системы таможенного транзита товаров в ЕАЭС на основе системы отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием «навигационных пломб» со сроком завершения всех работ во 2-м квартале 2021 г.

«Электронные пломбы» на страже интересов Федеральной таможенной службы

Отдельного внимания заслуживает применение «электронных пломб» для целей таможенного контроля. «Таможенная пломба» – это универсальное техническое средство контроля перемещения на территорию, с территории и через территорию Российской Федерации таможенных грузов и пресечения криминальных схем мошенничества, подмены, утраты, контрабанды и т.д.

В 2000 г. приказом ФТС России №739 от 18 февраля 2020 г. «О применении пломбировочных устройств повышенной надёжности» были установлены технические требования к пломбировочным устройствам, обеспечивающим защиту транспортных средств с таможенными грузами от преступных посягательств.

В 2014 г. приказом ФТС России №1517 от 19 августа 2014 г. технические требования к пломбировочным устройствам повышенной надёжности отменены, и с этого периода таможенные службы получили возможность использовать любые пломбы, имеющие официальное наименование «пломба» (устройство однократного применения для индикации факта несанкционированного доступа к грузу). Отсутствуют практически любые критерии для выбора необходимой модели «таможенной пломбы». В тендерной документации, которая публикуется ежегодно, приводится описание пломбы, очень похожей на пломбу типа «Inner Force». Причём каких-либо требований или пожеланий к криминальной стойкости заявленной пломбы нет. Следовательно, неизвестно, должна ли допускать заявленная пломба возможность её несанкционированного вскрытия без следов или нет. В тендерной документации отсутствуют также требования по органолептическим методам контроля целостности пломбы, установленной на транспортном средстве (автофургоне, контейнере, вагоне и т.д.), что не позволяет на местах контроля эффективно оценить факт отсутствия постороннего вмешательства. Возникало ощущение «незаинтересованности» таможенной службы в изделии «пломба» как в надёжном элементе контроля отсутствия доступа к грузу посторонних лиц, а поддерживалось мнение «чем дешевле, тем лучше!».

Однако в последнее время позиция ФТС России претерпела существенные изменения. «Наличие системы контроля и возможность в режиме онлайн проверять местонахождение груза позволяет повысить безопасность такой поставки, снизить риски незаконной выгрузки или замены товара в пути, Считаем, что дальнейшее применение системы отслеживания перевозок товаров … позволяет расширить транзитные возможности России», – отметил в своем выступлении заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.

Принимая во внимание данную позицию ФТС России, ведущие производители оборудования готовы предложить не только серийно выпускаемые устройства, но и перспективные разработки, способные стать новым форматом «таможенной пломбы». Это универсальное малогабаритное (объёмом чуть больше объёма 2-х спичечных коробков) электронное пломбировочное устройство «Сириус-Euro», обладающее уникальными техническими данными: возможностью контроля целостности механической пломбы с диаметром троса 2,8 мм в режиме реального времени с экстренной передачей сигнала «вскрыто» на сервер оператора или в личный кабинет, допускающее установку на любые запорные узлы транспортных средств и имеющее вес не более 100 граммов (рис. 2).

рис 2

Устройство «Сириус-Euro» может использоваться в качестве «таможенной пломбы» и позволяет решить проблему электронного пломбирования при транзитных и внутренних перевозках таможенных грузов, экспорте и импорте товаров. Экономический эффект для экономики Российской Федерации с массовым применением электронных «таможенных пломб» оценивается специалистами в десятки миллиардов рублей.

Страховой бизнес – драйвер массового применения устройств

По нашему мнению, драйвером массового применения «электронных пломб» и «электронных устройств контроля» могут выступить страховые компании. Их заинтересованность обусловлена поиском в сложившейся экономической ситуации новых точек роста и повышения рентабельности страхового бизнеса, поиском ниш, где могут быть использованы новые решения. Именно такие возможности на сегодняшний день предоставляют «электронные пломбы» и «электронные устройства контроля», которые существенно снижают страховые риски, увеличивают объём и комплексность предоставляемых услуг и дополнительных возможностей.

Как известно, стоимость страховой защиты формируется на основе стандартных условий страхования. Страховщик может дать предварительную оценку стоимости страховой защиты на основании положений из опросника страховой компании: упаковка груза, сведения о транспорте, маршруте, условиях перевозки и хранения, лимит стоимости грузов максимальный и средний, распределение грузопотоков по направлениям и др. Однако в этом случае он будет использовать максимальные рисковые надбавки к стоимости, так как не знает всех деталей риска.

Страховщика всегда интересует статистика убытков. Любая информация существенным образом влияет на договор страхования, на стоимость страхового полиса и условия, на которых страховщик готов свои обязательства выполнить. Хорошая страховая компания борется с ростом убыточности не на этапе урегулирования страховых случаев, а до заключения страховых договоров. Внедрение «электронных пломб» и «электронных устройств контроля» является эффективным дополнением к этому процессу, снижающим риск, повышающим безопасность и обоснованно снижающим тарифы страхования.

Безусловно, скидки на тарифы страхования будут зависеть и от наличия дополнительных систем безопасности, и от свойств самого груза, насколько он ликвиден. Для определённого перечня грузов (алкоголь, сигареты, бытовая электроника, мобильные телефоны, косметика и т.п.) наличие «электронных пломб» и «электронных устройств контроля» позволит получить большую скидку, и, при условии обязательного применения «электронных пломб», экономическую выгоду получат и страховщики, и клиенты. Особо необходимо отметить тот факт, что «пломба» принимается судами как вещественное доказательство.

Мнение потребителя

«Автомобиль охраняет сигнализация, страховка без сигнализации не оформляется. Груз в вагоне, контейнере стоимостью в десятки раз большей охраняется механическим пломбами. Где же здравый смысл?»

Размеры страховых ставок – это прерогатива страховых компаний, и они зависят от множества факторов. Существенному их снижению способствует преодоление проблемы, связанной с защитой от мошенничества. В области грузоперевозок мошенничество можно победить только инструментом, способным обеспечить тотальный контроль за параметрами движения и состояния груза. Таким инструментом являются «электронные пломбы», что подтверждено практикой. Страховые компании могут разработать собственные рекомендации по применению «электронных пломб» и «электронных устройств контроля», определить эффективную область их использования.

В настоящий момент страховой бизнес осторожно присматривается к новым цифровым технологиям и не учитывает возможности получения максимальных дивидендов от первенства в вопросе массового применения «электронных пломб».

Таким образом, объединение значительного потенциала «электронных пломб» и «электронных устройств контроля», опыта и возможностей страхового бизнеса позволит создать совершенно новый страховой продукт, охватывающий весь рынок транспортных перевозок. В такой модели выигрывают все.

Экономический эффект от внедрения

Вопрос экономической эффективности – один из главных для любого участника перевозочного процесса. До середины 90-х годов XX века на железных дорогах РФ массово использовались свинцовые пломбы на тонкой металлической проволоке и закрутка из 6-ти миллиметровой стальной (отожжённой) проволоки. Такой элемент пломбирования грузовых вагонов и контейнеров всех устраивал, а стоимость такого элемента пломбирования считалась не существенной и практически не влияющей на затраты при перевозке грузов.

С ухудшением криминальной обстановки в РФ в этот период (хищения, подмена пломб, разбой и т.д.) потребовалось значительно усилить прочность и надёжность элемента пломбирования и, соответственно, увеличить его стоимость. Появились запорное устройство «Ёрш», запорно-пломбировочное устройство «Спрут-Универсал» по цене на порядок более дорогие, что, естественно, вызвало массу возмущений. Однако, получив удобные и универсальные механические устройства пломбирования, позволившие значительно сократить потери железных дорог и грузоотправителей от хищений и мошенничества, ситуация вокруг «дорогой услуги» по пломбированию «успокоилась». Позднее на рынке пломбировочных устройств появились десятки моделей различных пломб и запорно-пломбировочных устройств, различающихся по техническим характеристикам и себестоимости.

Виктор Гюго
«Можно сопротивляться вторжению армий,
но вторжению идей сопротивляться невозможно»

В настоящее время ресурс по надёжности механических пломб и запорно-пломбировочных устройств исчерпан. В век цифровых технологий требуется новое электронное пломбировочное устройство с возможностью дистанционного контроля его целостности и отсутствия попыток взлома на всём пути следования вагона и контейнера. По сути, необходимо совместить простой мобильный телефон с механической пломбой или запорно-пломбировочным устройством. В этом случае затраты на пломбирование и дистанционный контроль «электронной пломбы», естественно, увеличатся, как это произошло в 90-е годы, минимум на порядок. Однако принимать во внимание только стоимость «электронной пломбы» и не оценивать дополнительные преимущества, которые значительно превосходят затраты по её приобретению, ошибочно (см. таблицу №2).

табл 2

Чтобы понять удобство и надёжность цифровых «электронных пломб» и обоснованность их себестоимости, требуется перейти от пилотных проектов к этапу массового внедрения «электронных пломб», что позволит, как и в случае массового распространения мобильных телефонов, уменьшить себестоимость затрат на пломбирование. На переходный период сокращение затрат возможно за счёт использования арендной модели применения «электронных пломб» и «электронных устройств контроля» на срок перевозки грузов. Для клиента дополнительным преимуществом арендной модели является возможность получить услугу по принципу «одного окна», возложив ответственность за выбор технического средства, его приобретение и эксплуатацию на поставщика такой услуги.

Сравнительная стоимость системы перевозок с различными типами запорных устройств приведена на рисунке 3.

17112020 07

В целом оценка экономического эффекта от внедрения электронных систем пломбирования показала, что ни перевозчики, ни грузоотправители и грузополучатели, а также другие пользователи данной технологии не должны привлекать дополнительные инвестиции в развитие своего хозяйства для её внедрения. При этом возможности пользователя по вопросам безопасности и сохранности, а также реализации дополнительных логистических функций при перевозке значительно увеличиваются. Ориентировочная экономия, например, от внедрения ЭЗПУ «БигЛок» на железнодорожном транспорте, повышения эффективности работы подвижного состава, сокращения непроизводительных простоев под грузовыми и технологическими операциями, снижения выплат за несохранные перевозки составит по расчётам группы экономистов в области железнодорожного транспорта под руководством доктора экономических наук Л. А. Мазо около 7,5 млрд рублей в год, в том числе свыше 4,5 млр. рублей – для грузовладельцев. Мультипликативный экономический эффект с учётом автомобильного транспорта прогнозируется на уровне от 10 до 20 млрд рублей ежегодно.

 Зайцев  Сурганов

Зайцев А. А.

доктор экономических наук, профессор Петербургского государственного университета путей сообщения. Почетный железнодорожник, Министр путей сообщения Российской Федерации в период с 1996 по 1997 гг.

Сурганов О. А.

кандидат технических наук, начальник Департамента электронной техники и технологий АО «Инженерный Промышленный Концерн «СТРАЖ».

Заключение

По мнению экспертов, внедрение «электронных пломб» в транспортную отрасль как элементов «цифровой» экономики позволит в кратчайшие сроки утвердить доверие со стороны иностранных экспедиторов к государственным структурам, отвечающим за транспортную безопасность на территории России, гарантировать сохранность, повышение скорости перемещения грузов, а также качество транспортных услуг, значительно сократить сроки доставки, упростить таможенные процедуры, эффективно управлять международными и внутригосударственными транспортными коридорами, в целом повысить доходы Российской Федерации. При этом значительных государственных инвестиций не требуется. Своевременная оценка руководством АО «РЖД» перспектив внедрения технологии электронного пломбирования и поддержка её практической реализации вселяют уверенность в том, что обнадёживающие результаты будут получены в ближайшее время.

Вместе с тем, признавая очевидность данных преимуществ, многие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти до настоящего времени не определили свою позицию в отношении применения технологии электронного пломбирования в интересах контроля соблюдения законодательства, в рамках обеспечения исполнения которого могут применяться «электронные пломбы» и «электронные устройства контроля». Данное обстоятельство сдерживает разработку и принятие необходимой нормативной базы, массовое применение «электронных пломб» и, в целом, снижает получение бюджетом страны доходов, размеры которых могут исчисляться миллиардами рублей.

Обозначенные в статье проблемные вопросы требуют решений, поиск которых возможен в ходе конструктивной дискуссии. Именно к такой дискуссии на страницах авторитетного издания мы приглашаем операторов, производителей оборудования и специалистов.

А по вопросам применения и приобретения «электронных пломб» просим обращаться по адресу электронной почты Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

№264 Октябрь 2020
тема: строительство